<h1>Сайт МАОУ "СОШ №10" г.Гай </h1>
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №10"
Четверг, 24.05.2018, 14:57
Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя.   Г. Арбитр
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
О школе
Госуслуги
Портал Госуслуги

Запись в ДетСад

Портал Госуслуги
Портал Персональные данные Дети
Документы
Мини-чат
Наш опрос
Ваше самое любимое место в школе
Всего ответов: 402
Поиск по сайту
Категории раздела
Мои статьи [12]
Форма входа

О порядке отмены учебных занятий из-за погодных условий

Приказ №569 от 28.12.2017 О порядке отмены учебных занятий в образовательных организациях Гайского городского округа в связи с неблагоприятными погодными условиями

Положение о порядке организации образовательной деятельности в МАОУ «СОШ №10» при неблагоприятных погодных условиях и в период карантина

Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Руденко Е.Н. Оценивание уровня сформированности речевой компетенции учащихся по русскому языку

     Свое выступление я хочу начать со слов   Т.А. Ладыженской: «Во всём  мире  при решении  вопросов  модернизации образования в центре оказываются вопросы  культуры  человека,  как   современные люди  умеют  контролировать и понимать   другого человека…». 

      На современном этапе  образовательное пространство мыслится как максимально обеспечивающее условие для  раскрытия творческих сил каждого ребёнка. Современным обществом востребована коммуникативная личность, поэтому развитие  речи школьника в рамках реализации ФГОС осуществляется  через  формирование речевых и  коммуникативных  учебных действий, которые  помогают  вступить в диалог, участвовать в обсуждении  проблем,  выстраивать продуктивное взаимодействие и сотрудничество со  сверстниками  и взрослыми.

 Что такое речевая компетентность? Это способность человека быть участником речевой деятельности, умеющего выбрать (подобрать) нужные языковые единицы.

В процессе формирования речевой компетенции проявляются три стороны:

-информативная- сохранение полученной информации;

-интерактивная- взаимодействие учитель - ученик, ученик-ученик;

-перцептивная-  понимание друг друга.

Интерактивная составляющая -  эта та сторона речевой компетенции, способствующая  повышению производительности урока, изменению взаимоотношений между учителем и учеником. Не секрет, что обогащение лексического запаса, развитие речевых умений подростков обеспечивается творческими заданиями. На уроках я использую приём незаконченных предложений: напишите сочинение – миниатюру «Быть добрым – это значит…».  На уроках создаю ситуации, способствующие ведению диалога: даю задание:  составьте диалог «Беседа по телефону», «Читатель в библиотеке»  и др. Такие упражнения формируют умение задавать вопросы, готовность слушать и слышать собеседника, корректно вести себя в ситуации: учитывается мнение другого в диалоге, вовлечение в общение других.

 Русский язык тесно связан с предметом литературы:  часто использую приём « темы- отклики» (например, на события в школе, дома, стране; интересно  ли у вас прошёл день? Что вы думаете о?). Интересен приём  «Отвлечённые темы»: что такое счастье, дружба, любовь, сострадание. Данные темы определяю соответственно возрасту.

Как правило, учащиеся охотно вступают в диалог, пытаются высказать свою точку зрения. Другое дело, как они это делают: образно, метко, выразительно или в силу своих способностей, так как особенностью современных школьников является отсутствие интереса к чтению, что ведет к оскудению словарного запаса и творческого потенциала.

 Обучение на уроках русского языка строю  с учётом формирования речевой компетенции, которые формируются в процессе слушания, чтения текста, говорения, письма.  Учащиеся овладевают  следующими умениями:

- понять тему, извлечь из речевого потока нужную информацию (процесс слушания);

 -ведение диалога, выстраивание монолога по ситуации (процесс говорения ).

На уроках я работаю с художественными текстами как эталоном образцовой речи: выписываем эпитеты, глаголы действия и используем  как клеше для творческих работ.

  Таким образом, формирование речевой компетенции – процесс длительный, сочетающийся с отработкой орфографических и пунктуационных навыков.

  Хорошим подспорьем являются уроки – обобщения после изучения каждой части речи, например «Употребление  имен существительных  в речи», которые способствуют отбору лексических и языковых средств, обогащению речи и вниманию к слову. Предлагаю ученикам задание: «Дайте словесную характеристику своему осеннему настроению».

Для развития речевой компетенции использую следующие приёмы:

-Приём работы с иллюстрацией: расскажите, что видите? (лучше получается с изображаемыми натюрмортами и пейзажами). 

-«Удачное задание»: распространите грамматическую основу предложения, включите её однородные члены предложения (вводные слова, обращение);

-«Редактирование»: учимся находить и исправлять ошибки в текстах своих и чужих творческих работах (учащиеся должны учиться видеть грамматические и  речевые ошибки, на это отводиться отдельная работа).

Игровая деятельность способствует положительным эмоциям и совместного творческого и речевого развития:

- «Словарное лото»: на одной карточке даются устаревшие слова, на другой – толкование, нужно соотнести и составить предложение.

«Мягкая посадка»:  кидаю мяч учащемуся,  задаю вопрос  «Объясните значение фразеологизма»;

«Я работаю волшебником»: превратите имена существительные в имена прилагательные;

«Конкурс дикторов»: чтение классических текстов, работа с интересными словами, объясняем их лексическое значение, составляем с ними словосочетание и предложения;

-  «Чистая доска»: в разных концах доски пишу вопросы по теме урока, как только ученики отвечают на них правильно,  вопрос стирается  и доска в итоге чистая.

Таким образом, речевые действия обеспечивают социальную компетентность и учитывают позиции партнера по общению, формируют умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

 Специфика русского языка как учебного предмета заключается в том, что он, во-первых, является предметом обучения, а, во-вторых- средством изучения всех остальных предметов, а это значит,  что развивает все формы мыслительной и речевой деятельности.

  Все эти приёмы способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, формированию  позитивных эмоций на уроке. Очень важно, чтобы ученики поняли, что владеть речью необходимо  для самовыражения, для успешной социализации в обществе, для умения общаться друг с другом. Аристотель утверждал, что вне диалога нет образования, потому что  образовывается Человек!

Список литературы

1. Ефремова Т.Ф. «Играем …. на уроках словесности» г. Волгоград 2012г.

2. Журнал «Человек и образование» №8 2013г.

3. Ладыженская  Т.А. «Русский язык» 5 кл. Москва, «Просвящение»2015 г

4. Львова С.И. «Справочные материалы по русскому языку» ,Москва 2009 г

 

Категория: Мои статьи | Добавил: 1976 (06.04.2018)
Просмотров: 18 | Рейтинг: 0.0/0
Дошкольное образование
Дошкольное образование
День знаний 2017

День Знаний 2017

Объявления
Запись будущих первоклассников
Вакансии
Результаты ЕГЭ 2017
Учитель-логопед
Стоимость питания
День недели Завтрак
1-4 класс 5-11 класс
21.05.18 пн 03,80руб. 03,80руб.
22.05.18 вт 22,60руб. 24,20руб.
23.05.18 ср 34,20руб. 35,00руб.
24.05.18 чт 21,60руб. 21,60руб.
25.05.18 пт 00,90руб. 02,70руб.
Итого 83,10руб. 87,30руб.

День недели Обед
21.05.18 пн 48,80руб.
22.05.18 вт 48,20руб.
23.05.18 ср 43,10руб.
24.05.18 чт 55,20руб.
25.05.18 пт 00,00руб.
Итого 195,30руб.

Информационный ресурс для абитуриентов
Наши достижения


Горячая линия
Мир моих интересов
Электронный журнал
Ресурсы

Федеральный портал "Российское образование"

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Министерство образования и науки Российской Федерации

Образовательные ресурсы сети Интернет

Федеральный список экстремистских материалов

Архив записей
Архив записей
МАОУ СОШ10 г.Гай Оренбургская область 2018 г.
Бесплатный хостинг uCoz