<h1>Сайт МАОУ "СОШ №10" г.Гай </h1>
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №10"
Среда, 21.11.2018, 13:55
Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя.   Г. Арбитр
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
О школе
Госуслуги
Портал Госуслуги

Запись в ДетСад

Портал Госуслуги
Портал Персональные данные Дети
Документы
Мини-чат
Наш опрос
Ваше самое любимое место в школе
Всего ответов: 425
Поиск по сайту
Категории раздела
Мои статьи [12]
Форма входа

О порядке отмены учебных занятий из-за погодных условий

Приказ №569 от 28.12.2017 О порядке отмены учебных занятий в образовательных организациях Гайского городского округа в связи с неблагоприятными погодными условиями

Положение о порядке организации образовательной деятельности в МАОУ «СОШ №10» при неблагоприятных погодных условиях и в период карантина

Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Руденко Е.Н. Оценивание уровня сформированности речевой компетенции учащихся по русскому языку

     Свое выступление я хочу начать со слов   Т.А. Ладыженской: «Во всём  мире  при решении  вопросов  модернизации образования в центре оказываются вопросы  культуры  человека,  как   современные люди  умеют  контролировать и понимать   другого человека…». 

      На современном этапе  образовательное пространство мыслится как максимально обеспечивающее условие для  раскрытия творческих сил каждого ребёнка. Современным обществом востребована коммуникативная личность, поэтому развитие  речи школьника в рамках реализации ФГОС осуществляется  через  формирование речевых и  коммуникативных  учебных действий, которые  помогают  вступить в диалог, участвовать в обсуждении  проблем,  выстраивать продуктивное взаимодействие и сотрудничество со  сверстниками  и взрослыми.

 Что такое речевая компетентность? Это способность человека быть участником речевой деятельности, умеющего выбрать (подобрать) нужные языковые единицы.

В процессе формирования речевой компетенции проявляются три стороны:

-информативная- сохранение полученной информации;

-интерактивная- взаимодействие учитель - ученик, ученик-ученик;

-перцептивная-  понимание друг друга.

Интерактивная составляющая -  эта та сторона речевой компетенции, способствующая  повышению производительности урока, изменению взаимоотношений между учителем и учеником. Не секрет, что обогащение лексического запаса, развитие речевых умений подростков обеспечивается творческими заданиями. На уроках я использую приём незаконченных предложений: напишите сочинение – миниатюру «Быть добрым – это значит…».  На уроках создаю ситуации, способствующие ведению диалога: даю задание:  составьте диалог «Беседа по телефону», «Читатель в библиотеке»  и др. Такие упражнения формируют умение задавать вопросы, готовность слушать и слышать собеседника, корректно вести себя в ситуации: учитывается мнение другого в диалоге, вовлечение в общение других.

 Русский язык тесно связан с предметом литературы:  часто использую приём « темы- отклики» (например, на события в школе, дома, стране; интересно  ли у вас прошёл день? Что вы думаете о?). Интересен приём  «Отвлечённые темы»: что такое счастье, дружба, любовь, сострадание. Данные темы определяю соответственно возрасту.

Как правило, учащиеся охотно вступают в диалог, пытаются высказать свою точку зрения. Другое дело, как они это делают: образно, метко, выразительно или в силу своих способностей, так как особенностью современных школьников является отсутствие интереса к чтению, что ведет к оскудению словарного запаса и творческого потенциала.

 Обучение на уроках русского языка строю  с учётом формирования речевой компетенции, которые формируются в процессе слушания, чтения текста, говорения, письма.  Учащиеся овладевают  следующими умениями:

- понять тему, извлечь из речевого потока нужную информацию (процесс слушания);

 -ведение диалога, выстраивание монолога по ситуации (процесс говорения ).

На уроках я работаю с художественными текстами как эталоном образцовой речи: выписываем эпитеты, глаголы действия и используем  как клеше для творческих работ.

  Таким образом, формирование речевой компетенции – процесс длительный, сочетающийся с отработкой орфографических и пунктуационных навыков.

  Хорошим подспорьем являются уроки – обобщения после изучения каждой части речи, например «Употребление  имен существительных  в речи», которые способствуют отбору лексических и языковых средств, обогащению речи и вниманию к слову. Предлагаю ученикам задание: «Дайте словесную характеристику своему осеннему настроению».

Для развития речевой компетенции использую следующие приёмы:

-Приём работы с иллюстрацией: расскажите, что видите? (лучше получается с изображаемыми натюрмортами и пейзажами). 

-«Удачное задание»: распространите грамматическую основу предложения, включите её однородные члены предложения (вводные слова, обращение);

-«Редактирование»: учимся находить и исправлять ошибки в текстах своих и чужих творческих работах (учащиеся должны учиться видеть грамматические и  речевые ошибки, на это отводиться отдельная работа).

Игровая деятельность способствует положительным эмоциям и совместного творческого и речевого развития:

- «Словарное лото»: на одной карточке даются устаревшие слова, на другой – толкование, нужно соотнести и составить предложение.

«Мягкая посадка»:  кидаю мяч учащемуся,  задаю вопрос  «Объясните значение фразеологизма»;

«Я работаю волшебником»: превратите имена существительные в имена прилагательные;

«Конкурс дикторов»: чтение классических текстов, работа с интересными словами, объясняем их лексическое значение, составляем с ними словосочетание и предложения;

-  «Чистая доска»: в разных концах доски пишу вопросы по теме урока, как только ученики отвечают на них правильно,  вопрос стирается  и доска в итоге чистая.

Таким образом, речевые действия обеспечивают социальную компетентность и учитывают позиции партнера по общению, формируют умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

 Специфика русского языка как учебного предмета заключается в том, что он, во-первых, является предметом обучения, а, во-вторых- средством изучения всех остальных предметов, а это значит,  что развивает все формы мыслительной и речевой деятельности.

  Все эти приёмы способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, формированию  позитивных эмоций на уроке. Очень важно, чтобы ученики поняли, что владеть речью необходимо  для самовыражения, для успешной социализации в обществе, для умения общаться друг с другом. Аристотель утверждал, что вне диалога нет образования, потому что  образовывается Человек!

Список литературы

1. Ефремова Т.Ф. «Играем …. на уроках словесности» г. Волгоград 2012г.

2. Журнал «Человек и образование» №8 2013г.

3. Ладыженская  Т.А. «Русский язык» 5 кл. Москва, «Просвящение»2015 г

4. Львова С.И. «Справочные материалы по русскому языку» ,Москва 2009 г

 

Категория: Мои статьи | Добавил: 1976 (06.04.2018)
Просмотров: 143 | Рейтинг: 0.0/0
Дошкольное образование
Дошкольное образование
День знаний 2018

День Знаний 2018

Объявления
Запись будущих первоклассников
Вакансии
Результаты ЕГЭ 2018

Меню МАОУ СОШ №10 корпус 1
Меню МАОУ СОШ №10 корпус 2
Электронный журнал


Руководство обучающегося по работе с подсистемой электронных дневников и журналов


Руководство родителя (законного представителя) по работе с подсистемой электронных дневников и журналов
Наши достижения
Горячая линия


Мир моих интересов
Информационный ресурс для абитуриентов
Ресурсы

Федеральный портал "Российское образование"

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Министерство образования и науки Российской Федерации

Образовательные ресурсы сети Интернет

Федеральный список экстремистских материалов

Архив записей
Архив записей
МАОУ СОШ10 г.Гай Оренбургская область 2018 г.
Бесплатный хостинг uCoz