<h1>Сайт МАОУ "СОШ №10" г.Гай </h1>
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №10"
Четверг, 24.05.2018, 14:30
Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя.   Г. Арбитр
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
О школе
Госуслуги
Портал Госуслуги

Запись в ДетСад

Портал Госуслуги
Портал Персональные данные Дети
Документы
Мини-чат
Наш опрос
Ваше самое любимое место в школе
Всего ответов: 402
Поиск по сайту
Категории раздела
Мои статьи [12]
Форма входа

О порядке отмены учебных занятий из-за погодных условий

Приказ №569 от 28.12.2017 О порядке отмены учебных занятий в образовательных организациях Гайского городского округа в связи с неблагоприятными погодными условиями

Положение о порядке организации образовательной деятельности в МАОУ «СОШ №10» при неблагоприятных погодных условиях и в период карантина

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Абдрашитова А.С. Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка, как средство развития речи.

Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. В этих условиях требуются новые подходы к подготовке активного думающего человека, ориентированного на знания и использование новых технологий, способного творчески подходить к решению задач.                                                               

  В основе нового образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. Чтобы решать эти задачи, каждому педагогу начальной школы важно понять, ЧТО, ЗАЧЕМ и КАКИМ ОБРАЗОМ изменить в своей деятельности.

 

Как сказал Б.Шоу: «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность».  Последовательная реализация системно – деятельностного подхода повышает эффективность образования по таким показателям:

придание результатам образования социально - и личностно - значимого характера;

более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;

возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;

существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучающихся;

обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.                                                                                                                          

Итак, деятельностный подход в образовании даёт возможность «взращивать семена знаний» на основе поиска, творчества, общего продвижения в развитии. Учитель на уроке вместе с детьми учится, развивается, ставит себя на место ученика, старается понять его состояние, его чувства, его мысли. Именно такое сотрудничество ученика и учителя, сотрудничество, в ходе которого происходят дискуссии, совершаются хотя бы маленькие открытия, и делает процесс обучения действительно интересным, творческим, развивающим.                                                                                                                                                            

Приемы, направленные на реализацию системно-деятельностного подхода в начальной школе:

 

 

 • Создание интриги, загадочности ситуации - это формирование условий, вызывающих непроизвольный интерес.

 • Передача положительного отношения к деятельности, радостного настроения, уверенности в успехе.

Поведение педагога, желающего создать у детей положительный эмоциональный настрой, должно отвечать ряду требований.

 Во-первых, его речь должна быть достаточно яркой и эмоциональной, но не слишком громкой и многословной, чтобы не вызвать чрезмерного возбуждения.

Во-вторых, педагогу необходимо подчеркнуть все достоинства будущего результата, чтобы он стал по-настоящему привлекательным для воспитанников и связанным с их потребностями.

В-третьих, поведение педагога должно отличаться высокой энергетикой, артистизмом, побуждать детей к деятельности, заставлять добиваться результата.

 Возникающее при этом состояние эмоционального подъема, воодушевления, вдохновения вызывает у детей желание непременно приступить к работе. Использование системно-деятельностного подхода на уроках русского языка является огромным средством развития речи. Использование данного подхода в практике позволяет мне, как учителю, грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс “открытия” нового знания на различных этапах урока.

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи, использование в своей работе технологии обучения детей составлению загадок, сравнений, метафор, которая  является не только увлекательным  и эффективным средством воспитание детей,  в организации их досуга, но и развивает и обогащает речь учащихся.                                                                                                                                                 

Для успешного развития у детей выразительности речи педагогам рекомендуется проводить с ними игры и творческие задания, которые являются подготовительным этапом в обучении составления загадок, сравнений, метафор.

Игры и творческие задания для развития выразительности речи

Название игры, цель

Методические рекомендации

«Цепочка». Учить детей выделять признаки объектов

Ведущий показывает ребенку картинку с изображением объекта, он называет его. Затем картинка передается другому ребенку. Он должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться.

 

«Угадай по описанию». Учить детей по описанию определять объект.

Ведущий показывает картинку с изображенным объектом только одному из детей. Ребенок описывает объект (не называя его) так, чтобы остальные играющие догадались, о чем идет речь. Правило: ведущий описывает объект, следуя от общего к частному.

 

«Выбери признак, который есть у других объектов» Учить детей выделять характерные и специфичные значения признаков объекта.

Ведущий называет объект. Играющие называют значения признаков этого объекта. Из перечисленного ряда выбирают одно характерное и одно специфичное значение (очки круглые, солнечные).

 

«Я назову признак, а вы перечислите его значения». Учить детей подбирать разные значения одному признаку

Ведущий называет какой-либо признак (цвет). Дети должны назвать как можно больше значений этого признака (цвет бывает черный, радужный и т.д.).

 

«Что (кто) делает так же?» Учить детей выявлять признаки объекта (функция, части). Учить составлять загадки по моделям «Как…, но не…», «Какой… — что та кое же у другого объекта», «Что делает так же?»

Ведущий называет объект. Дети выделяют его действия. Предлагается перечислить объекты, у которых названное действие ярко выражено:
— Воробей что делает?
— Прыгает, как кузнечик, суетится, как мышь.
Из предложенных вариантов составляется текст

загадки: «Прыгает, но не кузнечик, суетится, но не мышка».

 

Роль загадок велика. Они оказывают большое влияние на развитие речи детей, на обогащение словарного запаса, на развитие воображения и мышления детей, на обогащение их представлений об окружающем мире, на воспитание эстетических чувств, на развитие ребенка в целом. В процессе обучения детей составлению загадок совершенствуется словарь (образные слова: сравнения, олицетворения, метафоры), структура предложений (распространенные, сложные), развиваются навыки связной речи (рассказ-описание, рассуждение).                                                                                      

 В своей работе использую различные модели.                                               

       Модель 1 (виноград)

Какой?

Что бывает таким же?

    

 

 

 

 

 

 

Какой?

Что бывает таким же?

круглый

мячик

фиолетовый

стержень

съедобный

 апельсин

  

    Круглый, но не мячик; фиолетовый, но конечно не стержень; съедобный, сочный,   как апельсин.

       Модель 2 (гласные звуки)

Что делают?

Что (кто) делает так же?

 

 

 

 

 

 

 

Что делают?

Что (кто) делает так же?

поют

птицы

легко произносятся

слова

образуют

слоги

 

      В словах легко произносятся и  образуют слоги, но поют не птицы.

         Модель 3 (гриб)

На что похоже

Чем отличается?

 

 

 

 

 

 

 

 

На что похоже?

Чем отличается?

 

На мужичка

Нет бороды

На дом , но без окон.

но без окон.

 На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.

Толстая ножка.

 

        Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на    толстой ножке".

           Алгоритм составления загадок.

Выбери предмет.

Перечисди  его особенности (свойства, цвет, форму, его части…)

Выбери вопрос, по которому составляется загадка.

Перечисли предметы, похожие на его особенности.

Составь текст загадки с помощью слов: «как», «но не»

 Как известно, метафора — это перенесение свойств одного предмета (явления) на     другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов.

     В традиционной педагогике работа с метафорой сводится к общим рекомендациям типа «побуждать детей делать сложные сравнения»,

     Основная цель педагога: создание условий для усвоения детьми алгоритма составления  метафор. Если ребенок усвоил модель составления метафоры, то он вполне может самостоятельно создавать фразу метафорического плана.

  Алгоритм мыслительных действий при составлении метафор

   1.Выбор объекта на картине.  1,2

   2.Выбор модели метафоры .3,4

   3.Подбор характеристик.5,6

 

  4.Выбор наиболее удачных сравнений и включение их в речевую фразу.

 Сначала целесообразно использовать наиболее простой алгоритм составления метафоры.

 1. Берется объект 1 (радуга). Про него и будет составлена метафора.

 2. У него выявляется специфическое свойство (разноцветная).

 3. Выбирается объект 2 с таким же свойством (цветочная поляна).

 4.Определяется место расположения объекта 1 (небо после дождя).

 5. Для метафорической фразы необходимо взять объект 2 и указать место расположения  объекта 1   (Цветочная поляна — небо после дождя).

 6. Составить предложение с этими словами (Цветочная небесная поляна ярко засияла после дождя).

 

— Что за птицы изображены на заснеженных елях?
— Снегири (воспитатель на листе бумаги пишет букву «С» и ставит стрелку вправо).
— А какие они?
— Круглые, пушистые, красные (воспитатель уточняет — «красногрудые», и ставит букву «К» на листе бумаги).
— А что еще бывает с такими красными бочками или красной грудкой?
— Вишня, яблоки… (воспитатель ставит стрелку вправо от буквы «К» и рисует яблоко).

— Так что можно сказать про снегирей, какие они?
— Снегири красногрудые, как яблоки.
— А где снегири находятся?
— На заснеженных елках (

— Давайте теперь объединим эти два слова (воспитатель обводит круговым движением руки изображения яблока и ели).

— Произнесите эти два слова подряд!
— Яблоки заснеженных елей.
— Кто составит мне предложение с этими словами?
— В зимнем лесу появились яблоки на заснеженных елях. Яблоки зимнего леса радовали глаз лыжников.

 

Метафора про дождь. Дождь капает, как слезы (сравнение с объектом). Дождь идет из туч (находится место расположения объекта).
Слова для метафорической фразы: «слезы туч».

Метафорические фразы: «Осенью тучи часто льют свои слезы», «Слезы туч были очень грустными и холодными».

Процесс обучения будет успешным, если после составления фраз возвращается к модели и просит детей проговорить правила их составления.  Не обязательно называть детям термин «метафора». Скорее всего, для детей это будут загадочные фразы или посланцы Королевы Красивой Речи.

Итак, фломастер у нас:                                                                                                                                                                        "Не тыкалка, не кидалка, а цветоразмывалка";

или  краски:

«Не лизанка, а создавалка, не мазалка, а прекрасно рисовалка».
или лопата:
"Копалка, расчищалка, в огороде убиралка";
или заколка на голове:
"Не терялка, не пачкалка, а головоукрашалка".                                                                                               собака:
« Кусалка, рычалка и домик охранялка»

 

В конце своего выступления  - метафоры в литературных произведениях.

« С деревьев ржавый лист валится …» (Ф.И. Тютчев )

На ручей рябой и пестрый

За листком летит листок,

И струей сухой и острой

Набегает холодок

Метафоры - скрытое сравнение одного предмета или явления с другими на основе сходства признаков (перенос значения по сходству признаков с одного предмета на другой)

- В саду горит костер рябины красной

- Скачет конь, простору много,

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль С. Есенин.

Олицетворение – разновидность метафоры, перенесение человеческих качеств на неодушевленные предметы, явления, животных, наделение их мыслями, речью.

Улыбнулись сонные березки

Растрепали шелковые косы.    С. Есенин.

 Сравнение – сопоставление одного понятия или явления с другим.

«Лес, словно терем расписной» (И,А.Бунин)

« Глаза девочки были похожи на мокрую черную смородину»     (Л.Н. Толстой)

Системно-деятельностный подход обучения – это организация учебного процесса, в котором заинтересованы, инициативны учащиеся. Ключевые слова в СДП подходе:
искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.

 Технологии обучения детей составлению загадок, сравнений, метафор является увлекательным  и эффективным средством не только в обучении, но и воспитание детей,  в организации их досуга.

В процессе работы над темой на основе рассмотренной мной психолого-педагогической и методической литературы по данному вопросу, а также в результате исследования, я пришла к выводу, что эффективное применение технологии обучения детей составлению загадок, сравнений, метафор, вызывает положительные эмоции повышает интерес и творческую активность,  развивает речь, обогащает словарный запас, а также способствует повышению качества знаний, умений и навыков.

  • СДП в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. Анализ уровня сформированности  предметных и общеучебных умений  (высокий уровень -58%, базовый – 42%), успеваемость по предметам (100%), диагностика учебной мотивации (высокая)  Кроме  того у учащихся формируются основные учебные

 

умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту.

    

 Список литературы
 

1. Виноградова Н. «Первый класс — это серьезно»// Начальная школа №14, 2008г.
2. Виноградова Н.Ф. «Начальная школа XXI века». Концептуальные основы построения учебно-методического комплекта. — М.: Вентана – Граф, 2005
3. Виноградова Н.Ф. Современный урок — удивление, удовольствие, усилие, успех! — Начальная школа.-№3-2005
4. Винокурова Н.К. Развиваем познавательные возможности учащихся. — М: Центральное издательство, 2005
5. Журова Л., Кузнецова М., Кочурова Е.«Учение -учебная деятельность?» // Начальная школа №14, 2008г.

6. Корбакова И.Н. Терешина Л.В. Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы.- Волгоград: Учитель, 2006
7. Сухов. В.П. «Инновационное обучение в школе — системно-деятельностный подход», Москва. 2008 г.
8. Царёва С.Е. «Учебная деятельность и умение учиться» // Начальная школа №9, 2007г.;
Использованные Интернет-ресурсы:
http://cnit.mpei.ac.ru/textbook/01_02_01_00.htm
http://www.innovacii.info

http://www.bestreferat.ru/images/paper/40/68/7556840.png9. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников

(методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений), 2004г.

10. Сидорчук Т.А.,.Кузнецова А.Б. Технология составления творческих текстов по

картине. (Пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений). -

Челябинск, 2000 г. - с. 45.

11. Сидорчук Т. А. "Поем по утрам остаток черной ночи..." или «три приема составления

метафор» , 5 февраля 1998

12. Мурашковска И.Н, Валюмс Н.П., Картинка без запинки, (Методика рассказа по

картинке) , 1995

13. . Филиппова С.В. Пересказ текста как средство развития памяти детей , сб. «Использование ОТСМ – ТРИЗ в образовании» Материалы VI

Международной конференции (февраль – март 2008 г. Ульяновск, г. Саров). В двух

частях (Часть I) – Ульяновск, 2008. – 89 с.

14. Сурменева Н.Н., Худоложкина Е.И. Предварительная работа педагога при обучении

детей составлению рассказов по пейзажам

 

Категория: Мои статьи | Добавил: 1976 (06.04.2018)
Просмотров: 23 | Рейтинг: 0.0/0
Дошкольное образование
Дошкольное образование
День знаний 2017

День Знаний 2017

Объявления
Запись будущих первоклассников
Вакансии
Результаты ЕГЭ 2017
Учитель-логопед
Стоимость питания
День недели Завтрак
1-4 класс 5-11 класс
21.05.18 пн 03,80руб. 03,80руб.
22.05.18 вт 22,60руб. 24,20руб.
23.05.18 ср 34,20руб. 35,00руб.
24.05.18 чт 21,60руб. 21,60руб.
25.05.18 пт 00,90руб. 02,70руб.
Итого 83,10руб. 87,30руб.

День недели Обед
21.05.18 пн 48,80руб.
22.05.18 вт 48,20руб.
23.05.18 ср 43,10руб.
24.05.18 чт 55,20руб.
25.05.18 пт 00,00руб.
Итого 195,30руб.

Информационный ресурс для абитуриентов
Наши достижения


Горячая линия
Мир моих интересов
Электронный журнал
Ресурсы

Федеральный портал "Российское образование"

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Министерство образования и науки Российской Федерации

Образовательные ресурсы сети Интернет

Федеральный список экстремистских материалов

Архив записей
Архив записей
МАОУ СОШ10 г.Гай Оренбургская область 2018 г.
Бесплатный хостинг uCoz