<h1>Сайт МАОУ "СОШ №10" г.Гай </h1>
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №10"
Среда, 21.11.2018, 13:57
Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя.   Г. Арбитр
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
О школе
Госуслуги
Портал Госуслуги

Запись в ДетСад

Портал Госуслуги
Портал Персональные данные Дети
Документы
Мини-чат
Наш опрос
Ваше самое любимое место в школе
Всего ответов: 425
Поиск по сайту
Категории раздела
Мои статьи [12]
Форма входа

О порядке отмены учебных занятий из-за погодных условий

Приказ №569 от 28.12.2017 О порядке отмены учебных занятий в образовательных организациях Гайского городского округа в связи с неблагоприятными погодными условиями

Положение о порядке организации образовательной деятельности в МАОУ «СОШ №10» при неблагоприятных погодных условиях и в период карантина

Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Пеньшина Г.Н. Психодидактическое проектирование процесса обучения физике

Системная организация известных психологических и дидактических структур, таких как проблемное обучение, групповая работа учащихся, дидактические игры и пр., а также редко применяемых - дискретный подход к усвоению знаний, системно-функциональный, системно-структурный, - позволяет по новому взглянуть на возможности, появившиеся в результате интеграции психологических и дидактических средств обучения. Активной деятельности по внедрению в мою педагогическую практику, изученных принципов способствовало повышение квалификации на дистанционных курсах Педагогического университета «Первое сентября» и Факультета педагогического образования МГУ им. М.В. Ломоносова по образовательной программе «Психодидактика: новые технологии в преподавании физики» в 2006 году.

Теоретическая база опыта – это разработки структуры, содержания и функций новой отрасли знания, осуществленные А.Н. Крутским, О.С. Косихиной, А.З. Рахимовым, А.И. Подольским, Л.М. Фридманым.

Актуальность опыта обусловлена тем, что интеграция методологических подходов в рамках изучаемой научной теории школьного курса физики способствует реализации всех принципов обучения основных психологических и дидактических требований к уроку: мотивации учебной деятельности, к усвоению умственных операции, развитию памяти, речи, мышления, творческих способностей, навыков самообразования,  систематизации, обобщению и др.

Психодидактическое проектирование -  специально организованная деятельность, связанная с преобразованием содержания учебного материала, позволяющего реализовать всю систему методологических подходов психодидактики. Психодидактический проект процесса обучения физике - это продукт интеграции методологических подходов на материале темы учебного предмета. Проект выполняется в виде специального психодидактического пакета, содержащего все необходимые для данной темы дидактические материалы в готовом для применения виде, которые можно выдать каждому ученику. При этом, материалы в проекте должны быть проработаны в соответствии со всеми методологическими подходами и в этом смысле находиться в избытке. Учитель, в зависимости от ситуаций обучения, может выбрать из них нужные для составления планов конкретных уроков. Это позволяет при равных программно - дидактических и психологических возможностях достичь целей урока различными психодидактическими средствами, например, заменив игру на групповую работу или решение тестов. Психодидактика выделяет следующую систему подходов: проблемный, программированный, дискретный, системно-функциональный, системно-структурный, системно-логический, индивидуально-дифференцированный, коммуникативный, игровой, межпредметный, историко-библиографический, демонстрационно-технический, задачный, модельный. В педагогической практике мною используются четыре из обозначенных подхода для системного усвоения знаний: дискретный, системно-функциональный, системно-структурный, системно-логический.

Сущность дискретного подхода заключается в том, что на каждом уроке учитель совместно с учащимися проводит анализ структуры учебного материала и выделяет доминирующие элементы знаний (ДЭЗ). Дискретный подход к усвоению знаний позволяет осуществлять различные методические приемы работы с выделенными элементами: учащиеся самостоятельно изучают параграф и выделяют элементы знаний, составляют систему вопросов и записывают их в свою рабочую тетрадь; изучают материал традиционно и дома составляют вопросы и ответы; учитель диктует систему вопросов.

В процессе преподавания физики мною используются следующие приемы использования ДЭЗ:

  • Проверка усвоения ДЭЗ одного урока в порядке их логического следования.
  • Выборочная проверка знаний в пределах ДЭЗ одного урока.
  • Письменный опрос по карточкам в пределах ДЭЗ одного или нескольких уроков.
  • Включение вопросов по знанию ДЭЗ в контрольные и лабораторные работы.
  • Проведение зачетных уроков по знанию ДЭЗ пройденной темы.
  • Взаимоконтроль знаний ДЭЗ в пределах темы.
  • Проверка усвоения ДЭЗ после уроков как средство дополнительной работы со слабыми учениками.
  • Проверка усвоения ДЭЗ по теме в случае конфликтной ситуации при выставлении отметок за четверть.
  • Годовое повторение материала по ДЭЗ.
  • Повторение по словарям ДЭЗ в процессе подготовки к экзаменам.

Системообразующим фактором при объединении знаний могут быть их функции. Общая схема системно-функционального подхода состоит в следующем: анализ структуры, выделение элементов и функций элементов; систематизация по общности функций; формализация; синтез правил системного усвоения. Данный подход используется для системного усвоения знаний о физических величинах, законах, для которых выделяются правила, позволяющие учащимся резко сократить время для запоминания этих величин.

Системно-структурный подход - это подход, связанный с анализом общей структуры состава знания учебного предмета, выделением его элементов и их функций, систематизацией по общности функций и классификацией в соответствии со структурой изучаемых теорий.

Системно-логический подход – психолого-педагогическая структура обучающей и учебной деятельности, основанная на выделении законченных блоков внутри научной теории, их последовательном расположении в порядке выводимости и вычерчивании схем.

Идея изменений состоит в том, что любой сложный для учащихся материал можно сделать доступным, если переработать его в соответствии с логикой функционирования мышления, а именно:

  • выделить наиболее существенные его элементы, разбив материал на части, каждая из которых в отдельности доступна для понимания учащегося;
  • освободить их от лишней информации;
  • расположить в логике, соответствующей порядку выводимости одного элемента знаний из другого;
  • пронумеровать;
  • содержание каждого блока сделать кратким, изобразив его по мере возможности с помощью знаков и рисунков, снабженных ключевыми словами.

Новизна опыта состоит в составлении пакета структурных схем, таблиц ДЭЗ по различным разделам курса физики средней школы. Обучающий результат рассмотренной системы проявится при условии вооружения обучающихся приемами, способами практического действия, а развивающий эффект – в создании условий для расширения возможностей творческого самовыражения личности ребенка и формирования разнообразных способностей. Психодидактические подходы повышают степень понимания учебного материала; способствуют более продуктивному его запоминанию; стимулируют и активизируют познавательную деятельность; способствуют развитию речи в процессе составления рассказа о физической величине, законе или явлении по отработанному плану. Структурные и логические схемы служат средством активизации аналитическо-синтетической деятельности творческого процесса мышления при изучении материала физической (и любой другой) теории и ориентировочной основой при составлении рассказа. За время 1 урока можно, используя данную схему, объяснить тему, состоящую из 5 параграфов. Учащиеся могут без труда воспроизвести краткий рассказ по данной теме, включающий основные элементы знаний, при закреплении и повторении материала.

Мониторинг качества усвоенных знаний подтвердил положительную динамику и эффективность реализуемого опыта.

 

            Показатели

2010-11

уч.год

(% учащихся                               7 класса)

2011-12 уч.год

(% учащихся 8 класса)

2012-13

 уч. год.

(%  учащихся

9 класса)

Знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов

51%

63%

81%

 Умения решать физические задачи на применение полученных знаний

53%

79%

95%

Коммуникативные умения

54%

63%

81%

Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний

56%

72%

84%

 

Достоинства психодидактического проектирования процесса обучения физике: возможность включать всех учащихся в деятельность по усвоению программного материала в строгой логической последовательности; реализуется принцип систематичности обучения; приобретение учащимися умений и навыков самостоятельного анализа учебного материала, выделение его элементов и функций этих элементов; создает благоприятные условия для сочетания понимания и прочного запоминания учебного материала; наличие специальной тетради с ДЭЗ позволяет повысить оперативность контроля. Недостатки: требуется дополнительное время для заполнения тетрадей; учащиеся с пониженным интересом к обучению стараются избежать обязанности изучать тексты параграфов для их последовательного пересказа, зачастую ограничиваются лишь поисками ответов и их заучиванием.

Рассмотренная система обучения полностью исключает явление, когда ученик смог бы присутствовать на уроке и ничего не усвоить, либо усвоить фрагментарно один - два параграфа, по которым его опрашивали на протяжении изучения темы. Учитель из информатора превращается в организатора, помощника и оценщика деятельности учащихся, но при этом увеличивается объем его нагрузки. Найти такую методику, которая освободит учителя от кропотливой работы, вряд ли удастся. Чем с большим интересом, легкостью и успехом обучаются ученики, тем тяжелее учителю. Правда, в этом случае он находится в более комфортном психологическом состоянии. Это своего рода «педагогический вариант закона сохранения энергии». Нельзя получить приращения в интеллектуальной сфере ученика, не затратив соответствующего количества интеллектуальной энергии учителя.

Предложенный опыт может быть использован на уроках различных предметов школьного процесса обучения и на разных этапах обучения, а также во внеурочной деятельности с учащимися, имеющими как повышенную, так и низкую мотивацию к учебной деятельности и различный уровень подготовки.

Данный опыт обсуждался на заседании школьного педагогического совета, обобщён и рекомендован к распространению среди учителей. Презентация материала и примеры структурных схем и размещены на сайтах:  http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,142642/Itemid,6/

Категория: Мои статьи | Добавил: 1976 (28.03.2014)
Просмотров: 1007 | Рейтинг: 0.0/0
Дошкольное образование
Дошкольное образование
День знаний 2018

День Знаний 2018

Объявления
Запись будущих первоклассников
Вакансии
Результаты ЕГЭ 2018

Меню МАОУ СОШ №10 корпус 1
Меню МАОУ СОШ №10 корпус 2
Электронный журнал


Руководство обучающегося по работе с подсистемой электронных дневников и журналов


Руководство родителя (законного представителя) по работе с подсистемой электронных дневников и журналов
Наши достижения
Горячая линия


Мир моих интересов
Информационный ресурс для абитуриентов
Ресурсы

Федеральный портал "Российское образование"

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Министерство образования и науки Российской Федерации

Образовательные ресурсы сети Интернет

Федеральный список экстремистских материалов

Архив записей
Архив записей
МАОУ СОШ10 г.Гай Оренбургская область 2018 г.
Бесплатный хостинг uCoz