<h1>Сайт МАОУ "СОШ №10" г.Гай </h1>
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №10"
Четверг, 24.05.2018, 14:57
Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя.   Г. Арбитр
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
О школе
Госуслуги
Портал Госуслуги

Запись в ДетСад

Портал Госуслуги
Портал Персональные данные Дети
Документы
Мини-чат
Наш опрос
Ваше самое любимое место в школе
Всего ответов: 402
Поиск по сайту
Категории раздела
Мои статьи [12]
Форма входа

О порядке отмены учебных занятий из-за погодных условий

Приказ №569 от 28.12.2017 О порядке отмены учебных занятий в образовательных организациях Гайского городского округа в связи с неблагоприятными погодными условиями

Положение о порядке организации образовательной деятельности в МАОУ «СОШ №10» при неблагоприятных погодных условиях и в период карантина

Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Пеньшина Г.Н. Психодидактическое проектирование процесса обучения физике

Системная организация известных психологических и дидактических структур, таких как проблемное обучение, групповая работа учащихся, дидактические игры и пр., а также редко применяемых - дискретный подход к усвоению знаний, системно-функциональный, системно-структурный, - позволяет по новому взглянуть на возможности, появившиеся в результате интеграции психологических и дидактических средств обучения. Активной деятельности по внедрению в мою педагогическую практику, изученных принципов способствовало повышение квалификации на дистанционных курсах Педагогического университета «Первое сентября» и Факультета педагогического образования МГУ им. М.В. Ломоносова по образовательной программе «Психодидактика: новые технологии в преподавании физики» в 2006 году.

Теоретическая база опыта – это разработки структуры, содержания и функций новой отрасли знания, осуществленные А.Н. Крутским, О.С. Косихиной, А.З. Рахимовым, А.И. Подольским, Л.М. Фридманым.

Актуальность опыта обусловлена тем, что интеграция методологических подходов в рамках изучаемой научной теории школьного курса физики способствует реализации всех принципов обучения основных психологических и дидактических требований к уроку: мотивации учебной деятельности, к усвоению умственных операции, развитию памяти, речи, мышления, творческих способностей, навыков самообразования,  систематизации, обобщению и др.

Психодидактическое проектирование -  специально организованная деятельность, связанная с преобразованием содержания учебного материала, позволяющего реализовать всю систему методологических подходов психодидактики. Психодидактический проект процесса обучения физике - это продукт интеграции методологических подходов на материале темы учебного предмета. Проект выполняется в виде специального психодидактического пакета, содержащего все необходимые для данной темы дидактические материалы в готовом для применения виде, которые можно выдать каждому ученику. При этом, материалы в проекте должны быть проработаны в соответствии со всеми методологическими подходами и в этом смысле находиться в избытке. Учитель, в зависимости от ситуаций обучения, может выбрать из них нужные для составления планов конкретных уроков. Это позволяет при равных программно - дидактических и психологических возможностях достичь целей урока различными психодидактическими средствами, например, заменив игру на групповую работу или решение тестов. Психодидактика выделяет следующую систему подходов: проблемный, программированный, дискретный, системно-функциональный, системно-структурный, системно-логический, индивидуально-дифференцированный, коммуникативный, игровой, межпредметный, историко-библиографический, демонстрационно-технический, задачный, модельный. В педагогической практике мною используются четыре из обозначенных подхода для системного усвоения знаний: дискретный, системно-функциональный, системно-структурный, системно-логический.

Сущность дискретного подхода заключается в том, что на каждом уроке учитель совместно с учащимися проводит анализ структуры учебного материала и выделяет доминирующие элементы знаний (ДЭЗ). Дискретный подход к усвоению знаний позволяет осуществлять различные методические приемы работы с выделенными элементами: учащиеся самостоятельно изучают параграф и выделяют элементы знаний, составляют систему вопросов и записывают их в свою рабочую тетрадь; изучают материал традиционно и дома составляют вопросы и ответы; учитель диктует систему вопросов.

В процессе преподавания физики мною используются следующие приемы использования ДЭЗ:

  • Проверка усвоения ДЭЗ одного урока в порядке их логического следования.
  • Выборочная проверка знаний в пределах ДЭЗ одного урока.
  • Письменный опрос по карточкам в пределах ДЭЗ одного или нескольких уроков.
  • Включение вопросов по знанию ДЭЗ в контрольные и лабораторные работы.
  • Проведение зачетных уроков по знанию ДЭЗ пройденной темы.
  • Взаимоконтроль знаний ДЭЗ в пределах темы.
  • Проверка усвоения ДЭЗ после уроков как средство дополнительной работы со слабыми учениками.
  • Проверка усвоения ДЭЗ по теме в случае конфликтной ситуации при выставлении отметок за четверть.
  • Годовое повторение материала по ДЭЗ.
  • Повторение по словарям ДЭЗ в процессе подготовки к экзаменам.

Системообразующим фактором при объединении знаний могут быть их функции. Общая схема системно-функционального подхода состоит в следующем: анализ структуры, выделение элементов и функций элементов; систематизация по общности функций; формализация; синтез правил системного усвоения. Данный подход используется для системного усвоения знаний о физических величинах, законах, для которых выделяются правила, позволяющие учащимся резко сократить время для запоминания этих величин.

Системно-структурный подход - это подход, связанный с анализом общей структуры состава знания учебного предмета, выделением его элементов и их функций, систематизацией по общности функций и классификацией в соответствии со структурой изучаемых теорий.

Системно-логический подход – психолого-педагогическая структура обучающей и учебной деятельности, основанная на выделении законченных блоков внутри научной теории, их последовательном расположении в порядке выводимости и вычерчивании схем.

Идея изменений состоит в том, что любой сложный для учащихся материал можно сделать доступным, если переработать его в соответствии с логикой функционирования мышления, а именно:

  • выделить наиболее существенные его элементы, разбив материал на части, каждая из которых в отдельности доступна для понимания учащегося;
  • освободить их от лишней информации;
  • расположить в логике, соответствующей порядку выводимости одного элемента знаний из другого;
  • пронумеровать;
  • содержание каждого блока сделать кратким, изобразив его по мере возможности с помощью знаков и рисунков, снабженных ключевыми словами.

Новизна опыта состоит в составлении пакета структурных схем, таблиц ДЭЗ по различным разделам курса физики средней школы. Обучающий результат рассмотренной системы проявится при условии вооружения обучающихся приемами, способами практического действия, а развивающий эффект – в создании условий для расширения возможностей творческого самовыражения личности ребенка и формирования разнообразных способностей. Психодидактические подходы повышают степень понимания учебного материала; способствуют более продуктивному его запоминанию; стимулируют и активизируют познавательную деятельность; способствуют развитию речи в процессе составления рассказа о физической величине, законе или явлении по отработанному плану. Структурные и логические схемы служат средством активизации аналитическо-синтетической деятельности творческого процесса мышления при изучении материала физической (и любой другой) теории и ориентировочной основой при составлении рассказа. За время 1 урока можно, используя данную схему, объяснить тему, состоящую из 5 параграфов. Учащиеся могут без труда воспроизвести краткий рассказ по данной теме, включающий основные элементы знаний, при закреплении и повторении материала.

Мониторинг качества усвоенных знаний подтвердил положительную динамику и эффективность реализуемого опыта.

 

            Показатели

2010-11

уч.год

(% учащихся                               7 класса)

2011-12 уч.год

(% учащихся 8 класса)

2012-13

 уч. год.

(%  учащихся

9 класса)

Знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов

51%

63%

81%

 Умения решать физические задачи на применение полученных знаний

53%

79%

95%

Коммуникативные умения

54%

63%

81%

Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний

56%

72%

84%

 

Достоинства психодидактического проектирования процесса обучения физике: возможность включать всех учащихся в деятельность по усвоению программного материала в строгой логической последовательности; реализуется принцип систематичности обучения; приобретение учащимися умений и навыков самостоятельного анализа учебного материала, выделение его элементов и функций этих элементов; создает благоприятные условия для сочетания понимания и прочного запоминания учебного материала; наличие специальной тетради с ДЭЗ позволяет повысить оперативность контроля. Недостатки: требуется дополнительное время для заполнения тетрадей; учащиеся с пониженным интересом к обучению стараются избежать обязанности изучать тексты параграфов для их последовательного пересказа, зачастую ограничиваются лишь поисками ответов и их заучиванием.

Рассмотренная система обучения полностью исключает явление, когда ученик смог бы присутствовать на уроке и ничего не усвоить, либо усвоить фрагментарно один - два параграфа, по которым его опрашивали на протяжении изучения темы. Учитель из информатора превращается в организатора, помощника и оценщика деятельности учащихся, но при этом увеличивается объем его нагрузки. Найти такую методику, которая освободит учителя от кропотливой работы, вряд ли удастся. Чем с большим интересом, легкостью и успехом обучаются ученики, тем тяжелее учителю. Правда, в этом случае он находится в более комфортном психологическом состоянии. Это своего рода «педагогический вариант закона сохранения энергии». Нельзя получить приращения в интеллектуальной сфере ученика, не затратив соответствующего количества интеллектуальной энергии учителя.

Предложенный опыт может быть использован на уроках различных предметов школьного процесса обучения и на разных этапах обучения, а также во внеурочной деятельности с учащимися, имеющими как повышенную, так и низкую мотивацию к учебной деятельности и различный уровень подготовки.

Данный опыт обсуждался на заседании школьного педагогического совета, обобщён и рекомендован к распространению среди учителей. Презентация материала и примеры структурных схем и размещены на сайтах:  http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,142642/Itemid,6/

Категория: Мои статьи | Добавил: 1976 (28.03.2014)
Просмотров: 879 | Рейтинг: 0.0/0
Дошкольное образование
Дошкольное образование
День знаний 2017

День Знаний 2017

Объявления
Запись будущих первоклассников
Вакансии
Результаты ЕГЭ 2017
Учитель-логопед
Стоимость питания
День недели Завтрак
1-4 класс 5-11 класс
21.05.18 пн 03,80руб. 03,80руб.
22.05.18 вт 22,60руб. 24,20руб.
23.05.18 ср 34,20руб. 35,00руб.
24.05.18 чт 21,60руб. 21,60руб.
25.05.18 пт 00,90руб. 02,70руб.
Итого 83,10руб. 87,30руб.

День недели Обед
21.05.18 пн 48,80руб.
22.05.18 вт 48,20руб.
23.05.18 ср 43,10руб.
24.05.18 чт 55,20руб.
25.05.18 пт 00,00руб.
Итого 195,30руб.

Информационный ресурс для абитуриентов
Наши достижения


Горячая линия
Мир моих интересов
Электронный журнал
Ресурсы

Федеральный портал "Российское образование"

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Министерство образования и науки Российской Федерации

Образовательные ресурсы сети Интернет

Федеральный список экстремистских материалов

Архив записей
Архив записей
МАОУ СОШ10 г.Гай Оренбургская область 2018 г.
Бесплатный хостинг uCoz